Что такое товарный знак и зачем он нужен

С выбором названия для своего проекта сталкивается каждый, кто решил открыть собственное дело. Но далеко не каждый придуманное название регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Юрист по защите прав на интеллектуальную собственность и патентный поверенный Александра Соколова отвечает на наиболее часто возникающие вопросы, связанные с защитой названия своего проекта.

Что такое товарный знак и его виды

 

 «Название проекта», «логотип», «слоган», «бренд», «торговая марка» — все эти понятия можно считать синонимами, однако товарный знак — юридически более точный термин. Из всего перечисленного только товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, защита которого гарантируется нашим законодательством.

 

Согласно ст. 1477 Гражданского Кодекса товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров. Для услуг используется термин «знак обслуживания», который также является юридически корректным.

 

Товарные знаки бывают:


● словесными — слова, словосочетания, предложения — например, названия и слоганы;

● изобразительными — изображения предметов, живых существ, фигуры, линии, пятна и другие рисунки;

● комбинированными — например, слово и рисунок;

● объемными — трехмерные объекты, фигуры;

● звуковыми.

 

 

Зачем нужно регистрировать товарный знак


Если о названии для своего дела задумываются все, то о необходимости его защиты заботятся лишь немногие. Приведем достаточно распространенный пример: вы запустили свой проект, наняли графического дизайнера, который визуально воплотил товарный знак и составил бренд-бук, отпечатали визитки — активно используете свой товарный знак, но не зарегистрировали его. И вдруг появляется компания, которая решает воспользоваться вашей репутацией и продвигает на рынке свои товары или услуги под вашим товарным знаком. В такой ситуации запретить ей использовать ваш товарный знак будет очень сложно. Еще хуже, если эта компания успела зарегистрировать данный товарный знак на себя: тогда она может и вовсе запретить вам пользоваться вашим же товарным знаком, предложить вам выкупить у нее эту регистрацию или принудить к заключению лицензионного договора. С вас к тому же могут взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака и связанные с этим расходы. Перспективы не из приятных, правда?


Также возможна обратная ситуация, когда вы в своем проекте начинаете использовать товарный знак, принадлежащий другому лицу. Вы, скорее всего, этого не хотели и были уверены, что ваш товарный знак уникален. А по факту получили претензию от законного владельца товарного знака с требованием незамедлительно прекратить незаконное использование товарного знака и возместить нанесенные убытки.


Регистрировать товарный знак стоит не только с целью защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции. Еще одна стоящая причина — возможность получения дополнительной прибыли. Товарный знак, как квартиру или машину, можно оценить, а затем продать или сдать в пользование на определенное время и за определенное вознаграждение. Это достаточно серьезное вложение, которое со временем может принести хорошие деньги. Ценовой разброс на право использования чужого товарного знака по лицензионному договору в среднем начинается от 40000 рублей в месяц. А для товарного знака, который находится на слуху, сумма может достигать 500000 рублей в месяц, и это не предел!!

 

Что нельзя регистрировать в качестве товарного знака


Не все обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Весь список таких обозначений содержится в статье 1483 Гражданского Кодекса РФ, мы же расскажем о самых распространенных. Итак, нельзя зарегистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые:


● не обладают различительной способностью (например, отдельные буквы и цифры, простые геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат);


● вошли во всеобщее употребление (ксерокс, аспирин, хлеб);


● являются общепринятыми символами и терминами (например, $, @, %);


● характеризуют товары — указывают на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или продажи (например, «экологически чистый», «лучший», «дешевый», «свежий» и другие);


● представляют собой форму товаров, которая определяется только свойством или назначением товаров (шар — для футбольных мячей, силуэт электрической лампочки — для электрических ламп накаливания);


● включают, воспроизводят или имитируют официальные символы, названия и отличительные знаки и их узнаваемые части (например, флаги, гербы, ордена, денежные знаки, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций);


● являются ложными или могут ввести в заблуждение (например: надпись «натуральная шерсть» на товаре, изготовленном из синтетических материалов указания является ложным, а стилизованное изображение овечьей головы — вводит в заблуждение);


● противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали (изображения насилия, убийства, изображения, унижающие и оскорбляющие чувство человеческого достоинства: «Убийца Кеннеди», «Ядрёна Матрёна»);


● похожи на уже зарегистрированные товарные знаки или повторяют их;


● повторяют название известного в России произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту. Для использования всего этого нужно согласие правообладателя;


● повторяет имя, псевдоним или производное от них обозначение, портрет или факсимиле известного в России человека, без согласия его или наследника.


Но не спешите расстраиваться, если вы обнаружили, что ваш товарный знак содержит что-то из описанного. У каждого правила есть исключения! И здесь могут быть случаи, при которых товарный знак можно будет зарегистрировать, даже если он содержит какой-либо из вышеперечисленных элементов.

В следующей статье я расскажу о том, что делать и куда бежать, чтобы зарегистрировать свой товарный знак. Не переключайтесь! :)